Футурама «Малстры»

0048

На этой фотографии — фрагмент будущего. Той его части, которая имеет непосредственное отношение к книгам. Просторные, многоуровневые помещения, обилие стекла и света, легкие тени на полу и на стенах, арки, галереи, удобные лестницы, но самое главное — люди. Их много, они общаются, отдыхают, читают с увлечением, одним словом, получают удовольствие от мира, в который попали.

Что? Вы не видите на фото бумажных книг? Но это неудивительно, ведь на снимке — будущее. И оно совсем не такое, как настоящее.

В будущем читателей ждут большие перемены. Печатная книга, как продукт массового потребления, исчезнет. Библиотеки, в том виде, в котором мы привыкли их видеть, перестанут существовать. Книжные магазины с высокими шкафами и длинными полками закроются. Уличные киоски с надписью «Пресса» улетучатся, словно их никогда и не было. Все эти вещи и явления не отвечают требованиям современности, не говоря уже о завтрашнем дне.

На создание художественного произведения иногда уходят годы. Творческий процесс труден и непредсказуем. Слова в хорошей книге — больше, чем просто текст. Это высококачественная языковая сталь, выплавленная из руды эмоций, размышлений и жизненного опыта. Но когда сложный, порой мучительный процесс закончен, книга должна прийти к читателю сразу, без издательских ошибок и проволочек, не спотыкаясь о финансовые трудности и не страдая от грубости неумелых маркетологов. В мире традиционного книгоиздательства такое редко случается. Литературное произведение — по сути своей идеальное явление — оказывается сковано предметами материального мира, словно цепями. Распечатки, почтовые конверты, бандероли, бумажные договора… Ожидание, ожидание, ожидание. Затем, когда издание наконец-то запущено в производство, вновь распечатки, договора, пачки бумажных книг, складские помещения, транспортные средства… На все это уходит колоссальное количество сил и времени.

Электронная книга избавляет от необходимости ждать. Она — наикратчайший путь от автора к читателю. Что уж говорить про периодические издания, где скорость распространения информации играет ключевую роль. Никаких типографий, простейшая логистика — и вот, доставка газеты, книги или журнала занимает считанные секунды, где бы в этот момент ни находился читатель: в Калининграде, Екатеринбурге, Южно-Сахалинске… Любитель пошелестеть газетными страницами, возможно, с сожалением вздохнет, но делать этого явно не следует: в электронных изданиях будет интерактивный контент — банальная таблица футбольных матчей превратится в наглядную картину спортивного мероприятия. Так что прощайте, киоски «Пресса»! Пора «Роспечати» подумать о торговле мороженым.

Бумажная книга не исчезнет бесследно. Она станет предметом коллекционирования. В будущем люди будут посещать музеи, чтобы увидеть бумажные книги, точно так же, как сейчас мы туда приходим, чтобы насладиться живописью и скульптурой. Современным издателям есть над чем поразмыслить. Окажутся ли их творения достойны того, чтобы украсить собой экспозицию одного из залов Эрмитажа или будущего Российского музея книги?

Чтобы удовлетворить потребности коллекционеров, издательства продолжат выпускать бумажные книги современных авторов, но их тиражи будут незначительны, а цена высока.

Книжные лавки и библиотеки сольются в единое целое. Какой смысл содержать реальный магазин для продажи виртуального товара? И зачем нужна обычная библиотека, если читатели арендуют не бумажные тома, а цифровой контент? Однако не следует забывать о книжном маркетинге и о вопросах просвещения. Сейчас данные функции магазины и библиотеки выполняют порознь. Делают они это, с неприязнью поглядывая друг на друга, как ярые конкуренты, почти враги. Что сказать? Очень недальновидная политика, от которой нет прока ни тем, ни другим.

В более просвещенной части света давно предпринимаются попытки превратить библиотеку в место общения, свободного от этнических и религиозных рамок. Здесь ключевое слово — «общения», т. е. обмена знаниями, впечатлениями, опытом, обзаведения новыми знакомствами. Житель современного мегаполиса, этот муравей в гигантском термитнике, настолько загнан и одинок, что чувствует себя, как волк перед флажками — 24 часа в сутки, семь дней в неделю он куда-то бежит. На работе его сковывает корпоративная этика, в транспорте гнет усталость, дома давит быт. Дружеские посиделки и воскресные поездки за город становятся все более редким явлением. В такой ситуации поможет уютное место рядом с домом, где в любой вечер можно поговорить об искусстве, узнать о книжных новинках, встретить интересных людей, перекусить, наконец. Где глаз радуется элегантным интерьерам, а ухо — голосам лекторов, чтецов и просто приятных собеседников.

Относительно библиотек городского и государственного значения — тут главным трендом является ультрасовременная архитектура, предполагающая новую модель организации пространства. Достаточно взглянуть на фотографии библиотеки Делфтского университета, Королевской датской библиотеки в Копенгагене, медиатеки в Сендае, или Публичной библиотеки Ванкувера, чье фото приведено в начале заметки, чтобы понять, куда дует ветер перемен. Дует он, разумеется, в сторону прогресса и просвещения. И крепко, согласитесь, дует!

Отечественного читателя этот факт может несколько разочаровать. Неудивительно, ведь отечественный архитектурный «прорыв» представляет собой не более, чем набор малопривлекательных коробок с торговыми центрами внутри, где не то что библиотеке — скромному книжному магазину не всегда находится место.
Однако не стоит унывать. Футурама «Малстры» неизбежна! Подобное когда-то говорили о мировой революции. С ней не получилось. Но в нашем случае поводов для оптимизма гораздо больше: будущее в мире книг обязательно наступит. Оно просто не может не наступить. На то оно и будущее.