Иллюстрации — вот, что делает книгу более понятной читателю, помогает разбудить его воображение и сделать максимально чувствительным к эффекту, которого стремился достичь писатель. Жаль, что в последние два десятилетия книжная иллюстрация отступила далеко в тень, гонимая издателями, которые руководствуются исключительно коммерческими соображениями.
Для «Малстры» создание иллюстраций к художественному произведению — интереснейшая часть работы и такое же необходимое условие, как присутствие аккомпанемента в песне.
Автор книжной графики «Малого средиземноморского трактата» — Галина Кондрашова, художница из Казани. О том, как идет работа, о живописи, музыке и литературе с Галиной побеседовал руководитель проекта «Малстра» Максим Веселый.
— Галина, с чего началось Ваше увлечение живописью?
— Наверное, с родителей. У всех членов моей семьи техническое образование, но у мамы несомненный художественный дар. Мы с ней всегда что-то рисовали, расписывали, лепили и декорировали. Передо мной никогда не возникал мучительный выбор, чем заниматься — только искусство.
— Какая музыка помогает Вам рисовать?
— Рок, все его направления: металл, панк, фолк и т. д. К разным проектам музыка подбирается сама. Над «МСТ» работаю под «Muse».
— Как Вы боретесь с отсутствием вдохновения, если такое случается?
— Конечно, случается. Решения приходят, как правило, какие-то банальные. Чтобы выбраться из этого состояния, мне надо уехать хотя бы ненадолго и недалеко. С расстояния на все смотришь по-другому. Ну, а если невозможно уехать, тогда — встреча с друзьями.
— Если бы Вы могли получить в дар оригинал живописного шедевра, какую бы картину выбрали?
— Пикассо — это мой кумир: в одном человеке сразу несколько художников. А картина, наверное, «Портрет Арлекина».
— Какой самый мудрый совет Вам довелось услышать?
— Насчет мудрости не знаю, но недавно сын подцепил в какой-то анимешке классное выражение: «Соберись, тряпка». Очень бодрит, я уже все свое окружение научила, и в моменты, когда начинаю ныть, совет, соответственно, наготове…
— Поделитесь парой слов о «Малом средиземноморском трактате», пожалуйста.
— Нравится. Я, безусловно, получаю удовольствие от чтения. Но надо закончить работу, чтобы понять, что это — просто хорошая вещь или нечто большее.
— Какая книга изменила Вашу жизнь?
— Таких несколько. В школьном возрасте на меня очень повлиял «Гойя, или Тяжкий путь познания» Фейхтвангера. Позже довольно сильно поменял мое мировоззрение «Дом без хозяина» Генриха Белля. Ну, и еще одна из таких книг — «Путешествия с тетушкой» Грэма Грина. Даже не знаю, в чем там магия (в словах, в сюжете, или в таланте автора), но такие книги действительно меняют человека.
— Любимый способ отвлечься от дневных забот?
— Кино, обязательно смотрю что-нибудь перед сном.
— Есть ли в кинематографе или литературе персонаж, который похож на Вас?
— Абсолютно идентичных, наверное, нет. Нам ведь нравится думать, что мы уникальны. Но во многих есть какие-то близкие черты. Вот, например, героиня «МСТ» Анна. Ничего общего, но ее метания в браке — это же как будто про меня! Среди моих неудачных браков был и один с иностранцем.
— Что заставило в последний раз посмеяться от души?
— Очень неприличное название одной казанской группы. Сидели с друзьями, говорили о музыке, кто-то вспомнил об этой группе, ну и понеслось: комментарии, предположения…
— С кем из знаменитых людей прошлого или настоящего Вы бы хотели побеседовать за ужином в ресторане?
— С Чаком Палаником.
— Какой из увиденных в последнее время фильмов произвел наибольшее впечатление?
— Посмотрела последний сезон «Breaking bad» («Во все тяжкие»). Классный сериал, и концовка не подкачала.
— Какой из своих работ гордитесь больше всего?
— Не горжусь. Правда, не кокетничаю. Всегда думаю, что можно было сделать лучше: там накосячила, тут недотянула. Есть у меня один друг, так он после каждой выставки лишний раз убеждается, какой он талантище. Мне это, увы, не дано. Может, работой над «МСТ» буду наконец-то удовлетворена…
— Благодарю за интересную беседу и желаю успехов в работе.
— Спасибо, и Вам.