Поиск черной кошки в темной комнате

0013

Сейчас, когда основная часть рукописи «Малого средиземноморского трактата» расшифрована, можно с уверенностью сказать, что представляет собой это произведение в жанровом отношении. «МСТ» – это современная реалистичная проза с элементами гротеска. Время действия – 2008 г. Место действия – Западная Европа.

Согласно классификации Владимира Набокова, данной им в «Лекции о «Дон Кихоте», «МСТ» является многоколейным романом с большими стрелками. Основных персонажей в романе четыре: трое мужчин и одна женщина, красивая и роковая, современная Настасья Филипповна.

Кто же автор произведения? Кем является этот человек, чья рукопись найдена в аэропорту «Шереметьево» прошлым летом? Пожалуй, кое-что о нем можно сказать с уверенностью.

Автор, безусловно, большой оригинал, пишущий свои произведения от руки, словно он живет не в век компьютерных технологий, а во времена гусиных перьев или ручек-самописок. Он чрезвычайно рассеянная личность, ведь только такой человек может потерять рукопись, над которой, по самым скромным подсчетам, работал не менее полугода. По мнению Олега Мерзликина, специалиста-почерковеда, занимающегося расшифровкой рукописи, он «не ребенок и не старик».

Вот, пожалуй, и все. Но как же этого мало! Ведь нас интересует его имя, биография, портрет… Его почтовый адрес, наконец.

Казалось бы, начиная поиск таинственного автора, проект «Малстра» поставил перед собой неразрешимую задачу. В авторском уравнении слишком много неизвестных. Однако, консультации с опытными специалистами в области лингвистики, психологии и литературоведения вселили в нас веру в успех.

Реалистическое произведение является слепком с личности и биографии автора. В этом отношении реализм кардинально отличается от фантастики, утопии, антиутопии, фэнтези, литературы абсурда и других жанров. В произведении, где планету Земля атакуют пришельцы из соседней галактики, нет авторского «я». В «Анне Карениной» Константин Левин – не кто иной, как сам Толстой. За каждым героем романа великого русского классика стоит реальный прототип.

Реалистическое произведение, особенно если это текст достаточно большого объема, определяет своего автора совершенно уникальным и единственным образом (вспомним метод точной идентификации личности по папиллярным линиям). Более того, текст является дверцей в сознание, психику, в сферу интимных переживаний автора. Нужно только проявить наблюдательность и смекалку во время исследования.

«Очень трудно искать черную кошку в темной комнате, — говорил персонаж Сергея Юрского в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя». — Особенно если ее там нет», — заканчивал он цитату великого Конфуция. В случае с рукописью мы знаем, что черная кошка в темной комнате все-таки есть.

Миниатюра: Галина Кондрашова