To print or not to print

0018

Печатать или не печатать? Этот вопрос в очередной раз будоражит проект «Малстра». Раньше причиной наших сомнений было соблюдение авторских прав: книга есть, но ее создателя нет. Что будет, если его не удастся найти до начала публикации?

Тогда все решилось достаточно просто. Учредители посовещались с юристами и собрались рискнуть.

Но в этот раз споры разгорелись на почве издательских технологий. В каком виде «МСТ» впервые увидит свет: в бумажном или цифровом? Излишне говорить, что в нашем коллективе нашлись и любители бумажных книг, и поборники новых технологий. Отбросив личные интересы, мы сосредоточились на трех аспектах: предпочтения читателей, экономическая целесообразность и гипотетическая воля автора.

О читательском выборе красноречиво свидетельствует индекс Malstra-LiveLib, опубликованный в конце ноября. Несмотря на повсеместную дороговизну бумажных книг и крайне скудный ассортимент книжных магазинов в провинции, внушительные 85% читателей по-прежнему предпочитают традиционный метод чтения.

Экономический фактор оказался полностью на стороне цифрового издания. Это неудивительно, так как себестоимость бумажной книги превышает затраты на производство электронной версии художественного произведения примерно в десять раз. Более того, наше желание сопроводить текст романа цветными иллюстрациями взвинтило себестоимость печатной книги настолько, что эта разница стала колоссальной.

О гипотетической воле автора судить сложно. Достоверных сведений о создателе «МСТ» у нас до сих пор нет. Все, чем мы располагаем, — лишь версии и догадки. Принимая во внимание любовь автора к бумаге и чернилам, можно предположить, что он предпочел бы издать свою книгу в твердом переплете, с улучшенным форматом книжной полосы, demy octavo и т. д. и т. п.

И тут, как гром среди ясного неба, прозвучал аргумент, который поначалу нам показался малоправдоподобным. Психоаналитик Анастасия Маричева, принявшая участие в анализе первых глав романа, высказала мнение, что автор умышленно оставил рукопись в аэропорту. «Он бросил манускрипт от обиды и разочарования», — написала Анастасия в своем заключении.

Странная версия… Невероятно, как можно бросить на произвол судьбы плод долгих раздумий и творческих мучений? Но в том-то и дело, что можно! Примеры общеизвестны. Но если версия Анастасии верна, и автор до последнего момента колебался, решая судьбу романа, то мы должны быть предельно осторожными, выпуская «МСТ» в свет. В любую секунду может прозвучать голос автора, и уже не гипотетический, а настоящий — с требованием внести поправки в текст, изменить имена или названия и даже прекратить публикацию!

Поэтому мы решили так: роман будет публиковаться в Интернете. Одна за другой главы появятся на сайте проекта «Малстра» в надежде, что автор, наконец, найдется и сам решит дальнейшую судьбу своего произведения. Начало публикации запланировано на… впрочем, не будем забегать вперед. Об этом чуть позже. Терпение, господа!

Фото: Антон Войтов